20 апр. 2011 г.


Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе


Рогачёва Н.Н., Филякова Р.А.,
учителя начальных классов
МОУ «Гимназия №1», г. Астрахань

Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, которая по своей структуре соответствует научной деятельности.
Она характеризуется: целенаправленностью, активностью, предметностью.
Её результатом является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений,
новых знаний для учащихся.
В современных школьных программах детская исследовательская деятельность играет огромную роль, т.к. ставит ученика в позицию исследователя.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:
- по количеству учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по времени: кратковременные, долговременные;
- по теме: предметные, свободные.
В ходе выполнения проектов   у учащихся должна выработаться и закрепиться навыки анализа потребительских, экономических, экологических, технологических  и других ситуаций.   Выполняя творческие проекты, школьники учатся  самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Проектное  обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. В процессе проектной деятельности у школьников  развиваются следующие способности: коммуникативные, личностные, социальные, математические, технологические.
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для развития способностей одаренных детей. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, мы пришли к выводу, что ориентирована эта методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент активной, творческой, самостоятельной деятельности одаренных. Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, мы определили цели и задачи.
Цель – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи: 
- обучение младших школьников проведению учебных исследований;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование интереса детей к фундаментальным и прикладным наукам;
- ознакомление с научной картиной мира.
В своей научно-исследовательской работе мы приучаем учеников к самому слову «исследование». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
1.     Выбор темы.
2.     Постановка цели и задач.
3.     Гипотеза исследования.
4.     Организация исследования.
5.     Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь, «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в школьных делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Мы даём им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
С 1 класса почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в группе. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору.
Начиная работу над проектом, взрослые не должны навязывать тему. Надо дать учащимся возможность самим определиться с выбором. Возникает вопрос: а как научить их работать над проектом? Как объяснить, что такое проект? Мы сами должны быть увлечёнными людьми, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как мы это любим.
Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту?
Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.
Проведя анкетирование в своих классах, мы узнали, что наши ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесёт детям цель и задачи исследования.
Организация исследования включает в себя следующие этапы.
1.    Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
2.    Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
3.    Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
4.    Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
5.    Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
6.    Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
7.    Провести эксперимент.
Запиши план и результаты эксперимента.
В качестве примера представляем проектно-исследовательскую работу по теме «Домашние животные», которую мы провели в третьем классе.
Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным вошли уже в нашу жизнь: общественную, школьную, семейную. Дети с домашними животными  сталкиваются с малых лет, узнают об их ласке, любви, учатся заботиться о них, но очень важно научить учащихся бережному отношению к ним.
  Проект способствует  развитию умения ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
Введение в проблему: действия человека часто противоречат, нарушают красоту и гармонию в природе.
Наметили цель, примерный план действий. Во внимание брались все детские предложения. Всё это мы объединили одним словом — проект, уточнили, что направленность его будет экологическая. Стало понятно, что проект — это творческое дело, и мы становились творцами.
Иными словами, идея направила учебно-познавательную деятельность учащихся на результат, который достигается благодаря решению теоретически и практически значимой проблемы. Результат внешний можно увидеть самим учащимся.  А вот результат внутренний заметишь не сразу — он станет достоянием каждого участника проекта, это бесценный опыт маленьких, «детских» открытий.
  Как равноправные участники проекта мы старалась всё делать так, чтобы учащиеся думали, что делают, придумывают всё сами. По сути, мы незаметно сопровождали их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая взаимодействию с окружающей средой, позволяя им идти впереди нас, помогая им, если они просят об этом.
   Чтобы ничего не забыть, записывать мысли, находки, задания, учащиеся завели записные книжки. В них дети собирали материал. Это был дневник. План работы мы назвали «маршрутным путеводителем». Из предложенных вариантов работы наметили поэтапное решение проблемы. На это потратили не один день. Проект для учителя сложился в такую схему: проблема — планирование — поиск информации — продукт — презентация — портфолио. А для учащихся это выглядело так: маршрутный лист — хочу всё знать — мой лучший питомец — нам нужна забота — мы в ответе за тех, кого приручили.
Этапы работы над проектом:
1.     Определение темы проекта.
2.     Первичное формирование проектных групп.
3.     Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности.
4.     Пополнение материала к проекту, наглядный материал.
5.     Группировка материала, составление описания.
6.     Коллективное обсуждение работы и ее оценка.
После составления маршрутного листа был определён принцип последовательности и системности работы над проектом, который неуклонно соблюдался на всех этапах работы.
Проект получил название “Домашние животные”. Каждый ученик сделал свою обложку для будущей книжки малышки.
У каждого ученика появилась своя индивидуальная рабочая папка с файлами, куда собирался весь материал.
Стало понятно, что проект будет долгосрочным, ведь, избрав этот путь, мы изначально не предполагали, что так увлечёмся, что за каждым поворотом будет новая, бесконечная даль, которая манит, зовёт изведать новое, незнакомое, расширяя новые горизонты.
По характеру деятельности его участников проект определился как практико-ориентированный, с элементами исследовательского.
Проект вышел за пределы урока, класса, предмета, вошёл в дома учащихся, в наш собственный дом. Учащиеся видели, что нам интересно всё, что они делают. В одном лице мы были и вдохновителями, и руководителями, и экспертами, и специалистами в разных областях знаний.
 В процессе реализации проектной деятельности стало системой проведение интегрированных уроков. На уроках изобразительного искусства учились способам конструктивного рисования, изображения домашних животных.
На уроке труда учились изготавливать книжки-малышки.
На уроке ознакомления с окружающим миром изучали домашних животных.
По фотографиям изучали виды домашних животных, которых приручили, выбирали тех, кого бы учащиеся хотели завести.
В справочниках, энциклопедиях искали информацию о животных, которых необходимо беречь.
Собирали пословицы, поговорки, загадки, песни, стихи, искали авторов и произведения с описанием домашних питомцев, читали сказки.
Делились информацией, мечтали о своей книжке-малышке.
Изучали профессии людей, занятых сохранением здоровья домашних животных.
Мы собрали достаточно большой материал, и его надо было показать, извлечь на свет из записных книжек, индивидуальных папок. Интегрированный урок объединил предметный материал окружающего мира, изобразительного искусства, развития речи. Состоялась презентация проекта.
Работа так увлекла ребят, что решили продолжить её следующий год и создать сразу несколько проектов.
  В чем заключается педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности?
● Открывает возможности формирования научно-практического опыта.
● Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
● Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
● Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
В течение создания проекта мы все вместе познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шёл путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга.
Несмотря на свой педагогический стаж, с каждым годом убеждаемся, что повторение невозможно. Каждый ученик неповторим. А зачем повторяться? Придёт новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

18 комментариев:

  1. Я тоже использую проектно - исследовательскую деятельность в начальных классах. Во-первых, это сплачивает коллектив ( когда объединяем в группы). Во-вторых вызывает интерес к предмету или к предметам ( мне нравится когда проекты интегрированные). В третьих, учат работать с различными источниками информации. В четвертых, учат детей ставить цели, задачи, а главное, находить пути их решения. Я, думаю, можно долго перечислять преимущества данного метода.

    ОтветитьУдалить
  2. Согласна с авторами статьи, что именно проектно-исследовательская деятельность в большей степени позволяет одарённым детям развивать свои способности. Простор для творчества, реализация своих интересов, умение работать в коллективе и многое другое даёт такая работа. Нина Николаевна и Рима Александровна очень подробно раскрыли тему и показали как начинать исследовательскую работу с детьми. Не случайно в новых стандартах рекомендуется организация проектно-исследовательской деятельности с 1 класса. Спасибо авторам за интересный материал.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте уважаемые коллеги! Хоть я и не являюсь учителем начальных классов, но как завуч я наблюдаю за использованием исследовательской деятельности в началке. Алия является учителем нашей школы и очень активно применяет этот метод, повышая тем самым познавательный интерес к учёбе, творческую деятельность.
    На уроках математики я тоже стараюсь применять этот метод.
    Главные цели введения метода проектов на уроках математики:
    •показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
    •реализовать свой интерес к предмету математики ; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
    •продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
    •подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
    Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

    ОтветитьУдалить
  4. Каверина Ирина Сергеевна28 апреля 2011 г. в 21:57

    Второй год со своими учениками буду принимать участие в районной научно-практической конференции. В прошлом году тема проекта была "Родословная моей семьи". Итог работы - 2 место. В этом году представляем работу "Космические дали: от спутника к человеку".Полностью согласна с комментарием Алии.Исследовательские работы развивают творческие и коммуникативные способности ребенка, прививают навыки сотрудничества с другими людьми, прививают первоначальные умения собирать информацию из разных источников.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, уважаемые коллеги.
    Безусловно, путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.
    Применяю на уроках проектно - исследовательскую деятельность уже более 10 лет.
    Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем.
    Прекрасно, что проектно-исследовательская деятельность присутствует в начальной школе.
    Желаю соавторам статьи дальнейших успехов.

    ОтветитьУдалить
  6. Абсолютно согласна с автором статьи в том, что основам проектно- исследовательской деятельности необходимо обучать детей как можно раньше.
    4 года назад, когда мои сегодняшние ученики были пятиклассниками, мною была проведена научно- практическая конференция для учащихся 5-х классов. Она была посвящена юбилею нашего города. Подготовка заняла более 3-х месяцев. На отчетном заседании творческие группы учащихся представляли свои исследовательские проекты. Да, конференция была в большей степени макетом настоящей, но именно тогда я попыталась "заложить" основы научного подхода к решению проблемы.

    ОтветитьУдалить
  7. Субботина С.З.29 апреля 2011 г. в 09:07

    Задача современного воспитания и обучения не столько дать знания, умения и навыки, сколько создать условия для саморазвития личности через создание благоприятной развивающей ситуации. И использование для обучения младших школьников метода творческих проектов просто необходимо. Я согласна с автором, что метод проектов позволяет овладеть организационно- практической деятельностью по всей проектно- технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
    С уважением Субботина С.З.

    ОтветитьУдалить
  8. Проектный метод очень помогает раскрыть потенциал ребёнка, особенно в младших классах

    ОтветитьУдалить
  9. Ольга Зверева29 апреля 2011 г. в 12:21

    Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Современнному обществу требуются люди,обладающие нестандартным мышлением, вносящие новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющие ставить и решать новые задачи. Поэтому развивать способности одаренных детей необходимо с первых дней учебы в школе, используя для этого не только проектную деятельность, но и другие виды развивающей деятельности.

    ОтветитьУдалить
  10. Задача современного воспитания и обучения не столько дать знания, умения и навыки, сколько создать условия для саморазвития личности через создание благоприятной развивающей ситуации. И использование для обучения младших школьников метода творческих проектов просто необходимо. Я согласна с автором, что метод проектов позволяет овладеть организационно- практической деятельностью по всей проектно- технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
    С уважением Субботина С.З.

    ОтветитьУдалить
  11. Субботина С.З,29 апреля 2011 г. в 12:47

    Задача современного воспитания и обучения не столько дать знания, умения и навыки, сколько создать условия для саморазвития личности через создание благоприятной развивающей ситуации. И использование для обучения младших школьников метода творческих проектов просто необходимо. Я согласна с автором, что метод проектов позволяет овладеть организационно- практической деятельностью по всей проектно- технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
    С уважением Субботина С.З.

    ОтветитьУдалить
  12. о! моя любимиая тема, тк эта тема работы нашей школы. с удовольствием работают мои учителя начальных классов с детскими проектами. это интересно, здорово, помогает решить многие психологические моменты, да и обучающие тоже. в этом году на малой академии мои учителя предствавили 5 проектов. мне очень нравится подход родителей к проектной деятельности детей. когда ву прошлом году проеты были посвящены родственикам, участникам войны, на защиту приходилицелыми семьями и все это завершили акцией " Дерево памяти". знаете очень хороший урок нравственности и связи поколений

    ОтветитьУдалить
  13. Добрый день! Я, как завуч, курирую переход начальной школы на новый ФГОС НОО. Основная задача учителя 1 класса- сплочение коллектива. Проектная деятельность решает ее наиболее эффективно. Работа над проектом позволяет развить творческий потенциал ребенка, умение работать с информацией, навыки самостоятельной работы. Спасибо авторам за интересную и поучительную информацию.

    ОтветитьУдалить
  14. Хорошая подробная статья о проектно-исследовательской работе в начальной школе. Я недавно стала заниматься проектной деятельностью. Это увлекательная и творческая работа. Не только дети, но и многие родители увлеклись. Такая деятельность сплачивает коллектив, развивают творческие и коммуникативные способности.

    ОтветитьУдалить
  15. Работа по программе " Проектно- исследовательская деятельность младших школьников" направлена на выявление одарённых детей, на развитие познавательных, интеллектуальных способностей школьников.Ученики моего класса заканчивают работу над детским исследовательским проектом " Все профессии важны, Все профессии нужны". Дети работали как индивидуально, так и группами.В поисках информации обращались за помощью к родителям, интернет, СМИ.Работа над проектом дала возможность мне увидеть индивидуальные способности своих учеников не только в урочной деятельности, но и во внеурочной.

    ОтветитьУдалить
  16. Емелина Марина29 апреля 2011 г. в 16:12

    Увидев тему, с удовольствием вспомнила наш сетевой мастер-класс по социальному проектированию, который проводили совместно учителя Астрахани и Наримановского р-на в прошлом году! Проектная деятельность, безусловно, помогает детям раскрываться, увлекает, помогает уйти от обязательности, регламентированности и "отметочности" урока и поэтому создает благоприятные условия для творческой и интеллектуальной активности. И, я думаю, правы те педагоги, которые начинают использовать проектную технологию уже в начальной школе. Очень интересен в этом смысле опыт учителей начальных классов МОУ "СОШ № 8" г.Астрахани:Комаровой Натальи Семеновны,Ромаховой Ильмиры Равильевны, Лепещенко Анастасии Евгеньевны, Мороковой Светланы Викторовны и др.Елисеева Надежда Равильевна успешно работает, используя технологию "кейс-обучения". Ежегодно в День науки, который проходит в марте, на научно-познавательной конференции младших школьников ребята представляют все то, что наработано ими в рамках проектов в течение года. Очень интересно - рекомендую!
    Емелина Марина Владимировна.

    ОтветитьУдалить
  17. Здравствуйте дорогие коллеги! Я так же хочу поделится своей проектно-исследовательской деятельностью, так как в нашей школе такая деятельностью является актуальной и используемой.Учащимся работать в проектной деятельности очень нравится, они проявляют свои способности, стремление и самостоятельность, с помощью которых можно узнать о их развитии, а особенно выявить и заметить одаренных детей не только на уроках, но и во внеурочной работе.

    ОтветитьУдалить
  18. Кабдегалиева Раиса29 апреля 2011 г. в 20:42

    Здравствуйте! Спасибо за статью, очень подролбно изложилио проектно-исследовательской работе в начальной школе.Безусловно согласна с автором, что метод поектов стимулирует творчество, самостоятельность. Особенно мне нравится, когда в этой работе принимают участие взрослые. Такое сотрудничество приносит свои плоды. Коллегам желаю успехов. С уважением Кабдегалиева Раиса.

    ОтветитьУдалить