20 апр. 2011 г.


Создание комфортной образовательной среды для развития детской одаренности

Субботина С.З.,
зам. директора по УМР
МОУ «Началовская СОШ»

Два мира есть у человека:
Один, который  нас творил,
Другой, который мы от века                                                  
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий

Основная цель школы сегодня - это создание образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого ученика. Такая среда призвана способствовать тому, чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самопознания с учетом своих психологических
особенностей.
Работа нашей школы направлена на реализацию принципов обновления содержания образования и воспитания, которые  должны обеспечить достижение результатов, соответствующих современным социальным ожиданиям.
Одной из основных задач мы видим создание такой образовательной среды, в которой ученик мог научиться: анализировать, интерпретировать, принимать решения,  быть ответственным, адаптироваться к изменениям, добиваясь поставленной цели, делать нравственный выбор.
Концепция  работы школы основана, прежде всего, на необходимости удовлетворения познавательных интересов различных групп школьников, и одаренных в первую очередь. Ведь именно одаренные дети, прежде всего, теряют свой потенциал от класса к классу, изо дня в день.
Образовательная  деятельность,  опираясь  на  возможности  каждого,  должна  быть,  выстроена  индивидуально  и  постоянно  иметь  вектор  развития.  Практически, к  идее  индивидуальной  образовательной  траектории  мы  подошли  давно. Время вносило свои коррективы, но идея необходимости обеспечить каждому ребенку условия, в которых он может полностью реализовать себя, постоянно раздвигая горизонты, осталась ведущей.
Для того, чтобы каждый ученик мог чувствовать себя комфортно в школе необходимо создать ему определенные условия: организационные, психологические, информационные, методические. Центральное место отводим условиям, обеспечивающим возможность развития одаренности. Этими условиями являются:
Педагогические кадры.  Педагогов нашей школы отличает высокий профессионализм, стремление к самообразованию и повышению своей квалификации, глубокое владение психолого-педагогическими знаниями, интерес к инновациям, широкое применение современных педагогических технологий: личностно-ориентированного,  развивающего, модульного обучения, проектой, информационно-коммуникационной деятельности.
Формирование и развитее творческого потенциала учащихся неотделимо от образовательного и воспитательного процесса в целом и невозможно без создания творческой среды в образовательном учреждении, которое способствует развитию познавательных интересов, стимулирует любознательность и создает условия, в которых ребенок развивает свои способности и проявляет одаренность.
Творческая образовательная среда. Учебно-воспитательный процесс в нашей школе организован  с использованием современных педагогических технологий. Мы стремимся использовать каждую возможность для участия одаренных учащихся в олимпиадах, творческих конкурсах разного уровня.  Дополнительное образование позволяет реализовать индивидуальные интересы одаренных учащихся, которые невозможно реализовать в рамках традиционных учебных предметов. Сотрудничество с ВУЗами г. Астрахани позволяет поднять научный уровень образовательной деятельности¸ познакомить с реальными исследованиями ученых в разных предметных областях.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса -  неотъемлемая составляющая работы с одаренными учащимися. Мы уделяем большое внимание психологической диагностике интересов и склонностей учащихся, особенностей мышления и эмоционально-личностной сферы. Большое внимание психологическая служба школы уделяет психологическому  просвещению педагогов и родителей.
Единое информационное пространство. Создание единого информационного пространства обеспечивает возможность учащимся оперативно использовать современные средства коммуникации в работе над учебным проектом, для получения интересующей их дополнительной информации.
Управление развитием детской одарённости в условиях школы нами понимается как регулирование состояния системы работы с одарёнными школьниками в целях получения желаемого результата в их обучении, воспитании и развитии.
Модель управления развитием детской одарённости включает четыре блока:
 1. Управленческая деятельность школьной администрации по развитию детской одарённости.
2. Содержание деятельности педагогического коллектива по развитию детской одарённости в масштабе школы.
3. Развитие интеллектуальной одарённости учащихся в учебном процессе.
4. Внеклассная работа со школьниками.
Программа по развитию детской одарённости в нашей школе включает работу с:
-  учителями;
-  учениками;
-  родителями учащихся.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми в нашей школе:
-                   принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-                   принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-                   принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-                   принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
-                   принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Методы обучения одаренных учащихся:
- методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские;
-  проектные методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.
Формы работы: ученические конференции, научное объединение учащихся.
Требования к учебному материалу: научность, глубина изучения проблемы, междисциплинарный контекст, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.

В заключение необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. И если для средних и слабых учеников школа традиционно делает все возможное, то по отношению к одаренным учащимся, школа, несомненно, в долгу.

14 комментариев:

  1. "по отношению к одаренным...школа...в долгу...". Мне понравилось ваше высказывание. Знаете, я хотела бы познакомиться с вашей программой по развитию детской одаренности по подробнее. Если возможно, даже посетить вашу школу. Хотелось бы узнать, на базе Вашей школы проводились ли семинары по этой проблеме.

    ОтветитьУдалить
  2. Емелина Марина27 апреля 2011 г. в 21:50

    Уважаемая Светлана Зиновьевна!
    Судя по содержанию Вашей статьи, в школе ведется системная работа по поддержке способных и одаренных детей. Очень понравилось вот это предложение: "Мы стремимся использовать каждую возможность для участия одаренных учащихся в олимпиадах, творческих конкурсах разного уровня". Да, педагоги должны к этому стремиться, быть информированными по поводу таких возможностей (в чем немаловажную роль играет завуч!), работать с ребенком индивидуально и помогать ему продвигать, представлять "продукты" его собственной интеллектуальной или творческой деятельности, пробывать свои силы. Это очень важно!
    Ученица Вашей школы Кузнецова Юлия успешно выступила с докладом "Дворянская усадьба в с.Началово" на I Догадинских чтениях, которые состоялись в апреле этого года (руководитель: Парипа О.А.)Желаем дальнейших успехов!
    Емелина Марина Владимировна.

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемая Светлана Зиновьевна!
    С удовольствием прочитала вашу статью. Видно, что в вашей школе уделяется большое внимание этой проблеме, ведётся огромная работа педагогов и , в первую очередь, ваша. К сожалению, в нашей сельской школе трудно организовать внеурочную деятельность учащихся из-за перегруженности педагогов, нехватки дополнительных помещений, отдалённости от досуговых центров. Но тем не менее, мы тоже стараемся не упускать одарённых детей.

    ОтветитьУдалить
  4. Ссылаясь на эпиграф статьи- слова Николая Заболоцкого- хочу отметить, что все мы выполняем свой профессиональный долг в меру своих сил. А сил у современного педагога, ресурсов и возможностей не так и мало!На мой взгляд, Интернет сегодня является средством внеурочного общения педагога со своими учениками. Наша школа является активным пользователем Дневник. ру., что позволяет учебный процесс сделать практически беспрерывным. Подготовка к урокам у меня сопровождается работой с интернет- ресурсами. Многое я сохраняю в своем архиве, многое "выкладываю" на страницах Дневник.ру, ссылаюсь на данный материал на уроках.Много интересной информации предоставляется ребятам для домашнего изучения. Одаренный , способный ученик обязятельно заинтересуется.Кроме того, со многими моими ребятами я веду через Дневник. ру переписку,в которой, по сути дела, продолжается образовательный процесс. Нельзя говорить об Интернете, конечно,как об уникальном средстве работы с одаренными детьми. Работа с данной категорией учащихся должна вестись в комплексе. И здесь я абсолютно согласна с автором статьи.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте уважаемый автор, уважаемые коллеги!
    Одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в развитии конкурентноспособной России XXI века.
    В рамках данного направления МОУ "СОШ № 12" работает не первый год, уже выстроена система поиска и поддержки талантливых и одаренных детей, а также их психолого-педагогическое сопровождение в течение всего периода становления личности.
    В том, что одаренные дети, вопреки всему, в России рождаются, сомнения излишни, но мы (педагоги) должны создавать образовательное пространство для развития детской одаренности, для воспитания талантливых детей, выполняя социальный заказ общества.
    Чем разнообразнее школьная среда, тем легче раскрыть индивидуальность ребенка, поэтому наша школа использует ресурсные возможности учреждений дополнительного образования.
    Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. А это возможно только при тесном сотрудничестве всех участников образовательно-воспитательной деятельности: учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования, психологов, социальных партнеров.
    Уважаемый автор, не могу не согласиться с Вашим мнением, что если для средних и слабых учеников школа традиционно делает все возможное, то по отношению к одаренным учащимся, школа, несомненно, в долгу.

    ОтветитьУдалить
  6. Галина Аркадьевна Ефимова29 апреля 2011 г. в 12:28

    Для реализации программы по работе с одаренными детьми считаю, что в данную работу с обучающимися должны включаться учителя компетентные, умеющие самостоятельно решать возникающие проблемы, стремящиеся к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работающие над пополнением собственных знаний, увлеченный своим делом, способный к экспериментальной, научной и творческой детельности, педагоги, которые сами "горят этой идеей" и поведут за собой учеиков, смогут вовлечь их в исследовательскую деятельность, разнообразить формы работы с одаренными детьми, развивать их творческие способности.

    ОтветитьУдалить
  7. Уважаемая Светлана Зиновьевна! С интересом прочитала Вашу статью. Вы очень подробно и системно рассказали о работе Вашей школы с одаренными детьми. Думаю, каждый учитель в своей работе стремиться поддержать талантливого ребенка, стараясь раскрыть все его способности. В нашей сельской школе не так много возможностей, но тем не менее мы стараемся не "потерять" и помочь таким детям.

    ОтветитьУдалить
  8. Давид Александрович29 апреля 2011 г. в 14:22

    Уважаемая Светлана Зиновьевна!
    Статья очень понравилась. Всегда интересовала проблема: "одарённые дети". По вашей статье заметил, что у вас в школе растут образованные дети, которые интересуются проблемами сегодняшнего времени. Работать с такими детьми, по моему мнению, необходимо индивидуально,так как класс относится к ним с "иронией". Я думаю, что без одарённых детей учителям сложнее работать, ведь мы хотим видеть результат нашего труда. Будущее наше зависит от творческих учителей и одарённых учеников.

    ОтветитьУдалить
  9. Уважаемая Светлана Зиновьевна!
    С удовольствием прочитала вашу статью. Видно, что в вашей школе уделяется большое внимание работе с одаренными детьми. В нашей школе тоже уделяется большое внимание развитию интеллектуальных способностей детей на уроках и внеурочной деятельности. Это и предметные олимпиады, и интеллектуальные марафоны. Стараемся привлекать как можно больше детей.

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте, Светлана Зиновьевна! Мне ваша статья понравилась. Она очень своевременна. Мы в этом учебном году начали работу по работе с талантливыми и одаренными детьми, создав межшкольный центр. В этом центре у нас работают учителя первой и высшей категории. Учащиеся школы выбирали курс преподавателя и записывались. Центр у нас оснащен всеми техническими средствами, что позволяет учащимся оперативно использовать современные средства коммуникации в работе над учебным проектом, для получения интересующей их дополнительной информации.

    ОтветитьУдалить
  11. Анисимова Алевтина Александровна, зам. директора по НМР МОУ "Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк"29 апреля 2011 г. в 16:22

    Создание комфортной среды для развития детской одаренности должна носить системный характер. Важным моментом в этой ситеме является отбор кадров: организаторов работы с одаренными детьми в различных направлениях. В связи с этим в нашем образовательном учреждении обязательно изучаются и педагогические и психологические возможности учителя, способствующие эффективной организации работы с одаренными детьми.обязательно организаторы этой деятельности целенаправлено проходят курсы повышения квалификации АИПКП и получают методические рекомендации на внутрилицейских методических семинарах.

    ОтветитьУдалить
  12. Бекбулатова Улмаш Касимгалиевна29 апреля 2011 г. в 16:44

    Добрый день! Читаешь Вашу статью, уважаемая Светлана Зиновьевна, и не перестаёшь удивляться, сколько же в педагогах жизнелюбия, человеколюбия! Столько преданности однажды выбранному делу - делу воспитания и обучения тех, кто уже завтра будет решать, каким быть нашему государству в будущем! Как много внимания и времен уделяете Вы и Ваши коллеги проблеме одарённых детей! И вызывает уважение Ваша убеждённость в том, что "формирование и развитие творческого потенциала учащихся неотделимо от образовательного и воспитательного процесса в целом и невозможно без создания творческой среды в образовательном учреждении". Так рада за Вас, Ваших коллег, и, конечно же, Ваших детей, которым очень повезло с учителями!

    ОтветитьУдалить
  13. Каверина Ирина29 апреля 2011 г. в 20:51

    Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося.
    Уважаемые организаторы Интернет-семинара, коллеги! Большое вам спасибо за общение. Затронули очень важную проблему. Желаю всем творческих успехов и всех с наступающими праздниками!

    ОтветитьУдалить
  14. Уважаемая, Светлана Зиновьевна! С большим интересом прочитала вашу статью! Полностью согласна с Вами, что для развития детской одаренности среда обязательно должна быть комфортной! Ведь это так важно, чтобы способности ребёнка были вовремя выявлены! А самое главное, чтобы была поддержка и помощь со стороны педагогов! Рада , что в вашей школе проводится такая большая спланированная работа! Очень хотелось бы узнать, каких результатов добились Вы, работая в этом направлении.

    ОтветитьУдалить