20 апр. 2011 г.



Работа с одаренными детьми:
 от теории к практике


Сусликова О.Н., 
к. психол. н., 
доцент кафедры педагогики и психологии 
АИПКП

Сегодня обсуждение проблемы детской одаренности во всем мире – «горячая» повестка дня, «передовая» разработок в сфере теории образования и психологии развития способностей. В нашей стране, несмотря на солидную историю разработки этой проблемы, практические результаты более чем
скромные. Поэтому на первый план выдвигается задача внедрения в практическую работу каждого образовательного учреждения того, что уже открыто, доказано и разработано отечественными и зарубежными исследователями в этой области.
Предлагаем опыт группы разработчиков под руководством Д.В. Ушакова, доктора психологических наук, заведующего лабораторией психологии и психофизиологии творчества, первого вице-президента Евроталанта, руководителя Центра исследования и развития одаренности Московского психолого-педагогического университета.
Эта группа психологов выделила ряд принципов, на которых может основываться деятельность педагогов для эффективной работы с одаренными детьми.
Найти точку роста. В силу диссинхронии развития одаренность проявляется отнюдь не во всех видах деятельности и не в любых учебных предметах. Более того, она может проявляться в деятельности вне рамок учебного процесса. Для успешной работы с одаренным ребенком школа обязана найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Тогда и только тогда у ученика появится интерес, разовьется мотивация, что является необходимым условием успеха. Проявить свою сильную сторону означает возможность уйти вперед от школьной программы, не ограничиваясь ее рамками. Трудность выполнения этого принципа заключается еще и в том, что точка роста может лежать вне школьной программы, например, в конструировании технических устройств или любительском театре.
Выявления индивидуальных особенностей. Одаренность не лежит на поверхности, она может быть незаметна для «невооруженного глаза». Поэтому необходимо привлекать высококвалифицированных психологов, владеющих  надежными методами выявления одаренности ребенка, а так же его индивидуально-личностных особенностей, которые могут оказывать сильное влияние на его успешность.
Занятия по индивидуальному расписанию. Цель поддержания ребенка в его точках роста предполагает возможность индивидуальной скорости продвижения по различным учебным дисциплинам. Ребенок должен иметь возможность заниматься математикой, родным или иностранным языком и т.д. не со своими сверстниками, а с теми детьми, с кем он находится на одном уровне знаний и умений. При этом факт диссинхронии заставляет предпочесть индивидуальное расписание практике «перепрыгивания» через классы: одаренный ребенок это ведь не тот, кто просто опередил свой возраст. Нужно именно индивидуальное расписание при всех организационных сложностях, которое оно несет с собой.
Малые размеры учебных групп. Желательно, чтобы учебные группы не превышали 10 человек. Только в этом случае можно достичь подлинно индивидуального подхода и обеспечить индивидуальное расписание ученикам.
Не торопить учеников. Не следует форсировать обучения в тех областях, где ученик сталкивается с трудностями. Вспомним, например, что у Пушкина в Царскосельском лицее не все было гладко с математикой. Что было бы, если бы вместо возможности читать и писать стихи, ему нужно было заниматься алгеброй по усиленной программе? Легко предсказать — развилось бы отвращение к учебе, были бы отравлены прекрасные юношеские годы, вероятно, не было бы той гармонической личности, которую мы видим у истоков нашей поэзии.
Специальная помощь. Диссинхрония развития в своих наиболее сильных формах может выражаться в специфических нарушениях, свойственных одаренным детям — дисграфии и дислексии. Условием успешной педагогики одаренности является оказание помощи при этих расстройствах. Помощь предполагает как индивидуальные занятия со специалистами, так и специальные средства на занятиях, например, печатание на компьютере вместо письма при дисграфии и чтение текстов ассистентом при выраженной дислексии.
Готовить личность, а не профессионала. Чрезмерно ранняя профессионализация ведет к сужению интересов и препятствует формированию полноценной личности. Это в особенности относится к проблеме вундеркиндов, которые, к сожалению, часто «перегорают» до того, как становятся действительно творческими взрослыми. Дополнительную сложность проблеме вундеркиндов придает тот факт, что выдающиеся достижения детей обеспечиваются другой структурой способностей, чем выдающиеся достижения взрослых. Поэтому определять сферу будущей профессиональной деятельности нужно не очень рано. Известны и случаи очень позднего проявления таланта и нахождения своего призвания (например, Гоген).
Воспитание лидерских качеств. Творческая личность характеризуется умением самостоятельно, без оглядки на других выбирать сферу своей деятельности и двигаться вперед. Этому, среди прочего, может способствовать и хорошая разработка учебных программ, предназначаемых не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».
Учебные программы, открывающие простор для творчества. Программы для одаренных детей должны открывать возможности для самостоятельной работы и рассмотрения сложных мировоззренческих проблем. 
Организация занятий по типу «свободного класса». Этот тип занятий, допустимый при небольших размерах учебных групп, предполагает возможность перемещения учеников по классу во время занятий, образования групп, занятых различными вопросами, и относительно свободный выбор работ детьми. Одаренные дети при правильной организации учебного процесса обладают повышенной познавательной мотивацией, что позволяет отказываться от ограничивающих дисциплинарных мер во время занятий.
Стиль учителя — совместное творчество с учениками. Учитель в работе с одаренными детьми должен стремиться не столько к тому, чтобы передать определенную совокупность знаний, сколько помочь ученикам делать самостоятельные выводы и открытия. Хорошей метафорой для такой работы может служить сократовский образ повивальной бабки: учитель своими вопросами способствует рождению нового знания. Такой подход связан и с тем, что учитель не устанавливает однозначных оценок правильности, эталона идеального ответа. Ученики сами спорят друг с другом и оценивают разные возможности ответов.
Организация общешкольного учительского консилиума. Консилиум позволяет складываться педагогическому коллективу единомышленников. Среди его задач обсуждение продвижения каждого ученика по разным дисциплинам, его потенциальных возможностей. Такое обсуждение способствует пониманию учителями интеллекта каждого ученика как многомерного образования. Это особенно важно, поскольку, как показало диссертационное исследование, выполненное в Институте психологии РАН под руководством проф. В.Н Дружинина, учителя склонны оценивать способности своих учеников по одномерной шкале, что не позволяет в достаточной мере воспользоваться принципом индивидуального подхода.
Подбор учителей. Подбор учителей должен основываться не только на их компетентности и умении находить подход к ученикам. Для формирования творческих возможностей детей особо важно наличие у них образцов творческого поведения значимых взрослых, в том числе учителей. Следовательно, подбор учителей должен учитывать и фактор личной творческости, яркости кандидата.
Работа с родителями. Родителям должна предоставляться небанальная информация об их детях, их сильных и слабых сторонах и перспективах развития.
Формирования корректных отношений между учениками. Установка на лидерство и на соревнование не должна переходить в агрессивные формы поведения учеников. Решительное табу должно быть наложено на любую вербальную или физическую агрессию.
Индивидуальная психологическая помощь. Даже при самой рациональной организации учебного процесса нельзя исключить возникновение личностных проблем у одаренных учащихся. В этом случае им должна быть оказана помощь профессиональным психологом.
Следует подчеркнуть, что этот риск возникает в том случае, когда реальный уровень способностей высоко одаренных детей не понимается окружающими, и нормальный для них процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. Наиболее частые особенности таких детей:
- трудности в нахождении близких по духу друзей;
- проблемы участия в играх и развлечениях сверстников;
- проблемы конформности, то есть старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности;
- трудности в школе, где отсутствует стимуляция интеллектуального развития;
- очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе.
Ряд исследований показал, что учителя очень часто не распознают высоко одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Социальная изоляция таких детей — не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которые ставится ребенок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться. Одаренные дети нуждаются в сверстниках не по возрасту, а по интеллекту. Отсюда при обучении им недостаточно только обогащения, необходимо радикальное ускорение.
Нетрудно видеть, что изложенные принципы образуют своего рода программу-максимум, осуществить которую в полном объеме непросто. Однако опыт их применения показывает их большой развивающий эффект. Позитивные результаты могут быть достигнуты уже при частичной реализации этих принципов.

23 комментария:

  1. Добрый день! Несомненно, статья интересная и представляет практический интерес для заинтересованных проблемой людей. Однако возникает вопрос, насколько целесообразно создавать столь тяжело реализуемые в массовой школе условия (малые группы, специальное расписание, особенные педагоги) для развития одарённых детей. И второе: процент одарённости-- он сейчас достаточно высокий? Базарный приводит совсем обратные примеры подобной статистики. С уважением, Валентина Саблина.

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый вечер!Согласна с автором статьи-одаренным детям нужны особые условия развития.Но вот создать их в массовой школе-очень сложно!!!Конечно,педагоги сами заинтересованы в поддержке одаренных детей,это наша опора,но вот создать полноценные условия-не возможно.Мне кажется,для этого нужны частные школы.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте. Прочитала статью, очень интересно. Но пока всё описанное здесь представляется чем-то из области фантастики. И дело не в том, что учителя не готовы или, что дети не поняты. Возможно нужны специальные школы, но кто и как будет отбирать туда детей? Какие программы и стандарты будут в ней существовать?...

    ОтветитьУдалить
  4. Каверина Ирина28 апреля 2011 г. в 22:45

    Прежде всего одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. К сожалению в моей практике не встречались такие детки.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, уважаемая Ольга Николаевна. Ваша статья это практически руководство к действию. Много полезного материала для организации работы с одаренными детьми. Хотелось бы подробнее обсудить проблему организации занятий по индивидуальному расписанию. Как лучше это можно осуществить в обычной школе. С уважением Субботина С.З.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за статью. Под критическими комментариями коллег НЕ подписываюсь. Ведь описанное в статье- это не инструкция к применению, а рекомендации опытного психолога. Как применять советы психолога, в какой мере, к кому из учеников-это должен решить педагог или педагогический коллектив самостоятельно. Удивляюсь высказыванием коллег о том, что одаренных детей мало. Я работаю в самой обыкновенной школе, но среди учеников всегда есть неординардые дети, с которыми не всегда легко, но всегда интересно.

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте! Мне думается, уж коль мы включились в обсуждение данной проблемы, необходимо определить суть понятий, которыми мы оперируем. Это, во-первых. А во-вторых, обратить внимание на проявление одарённости в условиях, когда стали доступны поистине неограниченные возможности коммуникации и получения информации из самых разных источников.

    ОтветитьУдалить
  8. Добрый день, уважаемые коллеги!
    Коллектив МОУ «КСОШ № 4» хочет поделиться опытом работы с высокомотивированными детьми.
    Ни для кого не секрет, что большая часть выдающихся людей (ученых, деятелей культуры, политических лидеров, руководителей производства и др) обучалось в детстве не в «специальных», «элитных» учебных заведениях, а в самых обычных, «массовых» школах. Хотя, по давней традиции, проблема детской одаренности в системе образования многих стран мира обычно решается путем создания специальных школ, либо специальных классов для одаренных. Но, мы считаем, что обучать и воспитывать одаренного ребенка, можно не вырывая его из естественной микросреды «нормальных сверстников», создав условия для развития и максимальной реализации, как возможностей одаренного ребенка, так и его «нормальных одноклассников».
    Изучая серию статей под общим названием «Одаренные дети в массовой школе», опыт других школ России, и используя свой собственный опыт, мы разработали «Программу деятельности педагогического коллектива школы по работе с одаренными детьми».
    В рамках данной Программы реализуются следующие мероприятия:
    - изучение и применение различных методик, психолого-педагогической диагностики одаренности школьников и развитие их способностей в разных областях образовательной деятельности;
    - выявление интеллектуальных способностей учащихся;
    - дифференцированный подход к составлению учебных планов;
    - стимулирование интеллектуальных усилий ребенка;
    - защита и укрепление здоровья способных и одаренных детей. Профилактика перегрузок.
    - мониторинг развития способных и одаренных детей;
    - проведение психологических тренингов;
    - вовлечение в научно-исследовательскую деятельность;
    - ежегодное участие школьников во Всероссийских интеллектуальных играх-конкурсах, чемпионатах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Бульдог», молодежных чемпионатах по предметам, Интернет-олимпиадах;
    - участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях;
    - участие в работе молодежных дискуссионных площадках города и области, «Школе лидеров», «Школе здоровья»;
    - участие в конкурсах по поощрению талантливой молодежи;
    - участие в конкурсе «Ученик года»;
    - участие в волонтерском движении района и области;
    - участие в создании энциклопедии «Одаренные дети России»;
    - участие в работе научного общества «Эврика»;
    - внедрение проблемно-исследовательских и проектных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.
    Коллектив в поиске.
    Приглашаем всех поделиться опытом работы по данной проблеме.

    Вишнякова Валентина Андреевна, зам.директора по УВР
    Сережникова Ирина Витальевна, зам.директора по ВР
    МОУ «Камызякская средняя общеобразовательная школа № 4»

    ОтветитьУдалить
  9. Уважаемые коллеги, здравствуйте.
    С большим интересом ознакомилась с опытом группы психологов под руководством Д.В. Ушакова, которые выделили ряд принципов, на которых может основываться деятельность педагогов для эффективной работы с одаренными детьми.
    Огромное спасибо автору статьи.

    Хочу поделиться наработками МОУ "СОШ № 12", обменяться мнениями.
    Для поддержки высокомотивированных и интеллектуально одаренных учащихся необходимы новые формы работы, при которых главная роль отводится ученику, что способствует раскрытию и развитию его интеллектуальных и творческих способностей.
    По нашему мнению, одной из таких форм работы с одаренными учащимися является школьный молодежный пресс-центр.
    На базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» организовано детское объединение «Школьный пресс-центр», который позволяет высокомотивированным и интеллектуально одаренным учащимся реализовывать свои возможности.

    Школьные пресс-центры сегодня существуют во многих учебных заведениях, что положительно влияет на создание позитивного имиджа современной школы, поддерживая творческий дух учебного заведения. Но главное, школьный пресс-центр – это один из способов для учащихся реализовать свои творческие возможности. Важнейшая же задача педагога-руководителя подобного объединения должна заключаться в предоставлении учащимся таких условий, при которых возможна творческая самореализация любого школьника, что способствует развитию у него способности моделирования успешных жизненных ситуаций.

    ОтветитьУдалить
  10. Субботина С.З.29 апреля 2011 г. в 09:12

    Здравствуйте, уважаемая Ольга Николаевна. Ваша статья это практически руководство к действию. Много полезного материала для организации работы с одаренными детьми. Хотелось бы подробнее обсудить проблему организации занятий по индивидуальному расписанию. Как лучше это можно осуществить в обычной школе. С уважением Субботина С.З.

    ОтветитьУдалить
  11. Добрый день! Прочитала статью, согласна со всеми пунктами , но это в теории как должно быть , но на практике все сложнее.Конечно для работы с одаренными детьми необходимы специальные классы или школы.Необходимы программы и педагоги заинтересованные в такой работе.

    ОтветитьУдалить
  12. Добрый день!Согласна со всеми пунктами статьи, но это в теории , а на практике всё сложнее.Нет программ, как выявить одаренных детей и т.д. Конечно для работы с такими детьми необходимо или специальные школы или хотя бы классы.

    ОтветитьУдалить
  13. Сухамбирдиева Мунира29 апреля 2011 г. в 13:59

    Работа с одарёнными детьми приносит наибольшую радость творчески работающему педагогу,поскольку она всегда приносит положительный результат.К сожалению,в обычной школе большее внимание уделяют как раз таки не одарённым детям, а основной массе. Для одарённых детей, конечно же должны быть созданы особые условия, может через допобразование или создания спецшкол.

    ОтветитьУдалить
  14. Добрый день! Статья интересная, но я согласна с предыдущими респондентами, что из области фантастики.Пока классы в школе наполняют до 30 человек и сокращают нас до минимума (по каждому школьному предмету осталось по одному учителю)- не вижу перспектив работы с одаренными детьми, работаем на "середнячка".

    ОтветитьУдалить
  15. Уважаемые коллеги, здравствуйте!
    На ваши вопросы хотелось бы ответить следующее. Мы почему-то создаем условия для учащихся со способностями ниже среднего, а для одаренных учащихся предлагаем "почетную ссылку" в специальную школу.
    Что касается статистики, то по данным Д.В. Ушакова , полученным совместно с британским исследователем Р. Линном культивирование талантов дает 7 - 8 % ВНП ежегодно. Напомню, что на образование в нашей стране тратиться 3% ВНП. Вот такие цифры!

    ОтветитьУдалить
  16. Каверина Ирина29 апреля 2011 г. в 14:50

    Да, одаренных детей не встречала. Но все-равно, в каждом классе стараюсь найти ребенка, который чем-то отличается от другого. Так, например, участвуя в в игре "Русский медвежонок"Пиченикина Юлия была награждена Дипломом победителя", с другими детьми участвуем в конкурсах, олимпиадах.

    ОтветитьУдалить
  17. Добрый день. Статья меня заинтересовала. Но возникает много вопросов и прежде всего организационных. Конечно, хорошо было бы, если одаренные дети имели возможность обучаться в своем микроклимате. А как должен работать учитель в обычной школе, чтобы одаренные дети и обычные учащиеся чувствовали себя одинаково комфортно?

    ОтветитьУдалить
  18. Елена Ефимова, Лия Маркова29 апреля 2011 г. в 15:26

    Здравствуйте! Статья интересная, но наш взгляд, в ощеобразовательных школах сложно выявлять одаренных детей. Необходимо проводить индивидуальную работу с такими детьми. Например, в нашей школе кроме традиционных олимпиад и дополнительного образования (творческие объединения)существует научное общество, в котором участвуют учащиеся средней и старшей школы. Ведется проектная деятельность в различных направлениях. На основе этого проводятся конкурсы внутри школы района и области, а также участие во всероссийских конкурсах. Наши дети награждались призовыми местами за научную исследовательскую деятельность. В дальнейшем мы планируем развивать потенциал нашей школы - одаренных детей и выявлять их посредством новых методик. Надеемся, что такие методики в ближайшем будущем будут доступны.

    ОтветитьУдалить
  19. Корнилкина Наталья Сергеевна,МОУ "СОШ с.Никольское"29 апреля 2011 г. в 15:38

    Добрый день! Статья интересная, но не всегда хватает времени на работу с такими детьми. школа все-таки расчитата на среднего ученика, а для детей заинтересованных предметом можно использовать кружки и индивидуальные занятия или на уроке применять индивидуальный подход ввиде всевозможных карточек или модулей. А также можно предложить участие в дистационных конкурсах через интернет. А просто на уроках таким ученикам не интересно и скучно.

    ОтветитьУдалить
  20. Гульфия Ильдаровна29 апреля 2011 г. в 15:42

    Здравствуйте, коллеги! Согласна со многими вашими высказываниями. Сегодня вопрос о работе с одаренными детьми является актуальным.
    Каждый творчески работающий педагог ведет работу по созданию условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей. Но данная работа не всегда проводится в системе, а нет системы значит не жди результатов. Считаю, что работа должна проводится планомерно, поэтапно.
    В первую очередь надо создать условия для развития одаренности обучающихся:
    - ресурсы (психолого-методологические,повышение профессиональной компетентности педагогов)
    - стимулирование и поощрение одаренных детей
    - стимулирование педагогов.
    Во-вторых, продумать, разработать пути реализации деятельности:
    - реализация индивидуальных развивающих программ
    - выбор технологий, методик по развитию детской одаренности
    - планирование траектории развития одаренных детей
    - повышение квалификации по данному направлению деятельности.

    ОтветитьУдалить
  21. Гульфия Ильдаровна29 апреля 2011 г. в 16:07

    Здравствуйте, коллеги! Согласна со многими вашими высказываниями по вопросу развития одаренных детей. Вопрос всегда являлся актуальным среди педагогов.Считаю, что эффективной эта работа станет только тогда, когда станет системной. То есть в каждой школе должна быть разработана система работы по созданию условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей.

    ОтветитьУдалить
  22. Анисимова Алевтина Александровна, зам директора МОУ "Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк"29 апреля 2011 г. в 16:41

    Добый день, уваджаемые коллеги и автор статьи!
    Полностью согласна с идеями создания условий для выявления и развития любой одаренности ученика. Особенно заинтересовала идея создания групп малых размеров и обучение таких детей по специальной программе для одаренных детей, которые по всей верояности потянут за собой проблемы материално-технического обеспечения и финансовой поддержки организиции данного направления в образовательном учреждении. Учителю-организатору данной деятельности необходимо создать условия методического поиска и творчества в работе, гармонизация отношений в системах "учитель-одаренный ученик", "одаренный ученик - просто ученик", "одаренный ученик - родитель". хотелось бы чтобы учителя приезжающие на курсы по данной проблеме получили знания, а также практические умения по реализации идей указанных в этой статье.

    ОтветитьУдалить
  23. Виноградова Елена Александровна. учитель биологии. МОУ "СОШ №1 г. Нариманова"29 апреля 2011 г. в 19:48

    Добрый вечер, уважаемые коллеги и автор статьи! Ваша статья и многие высказывания, действительно заставили еще раз задуматься над вопросом о детской одаренности. Как разгладеть, не пропустить такого ребенка? Как отлечить просто увлеченного от талантливого подростка? Кого считать талантливым? "Талантливые" - подростки, самоутверждение которых идет по пути развития каких-то способностей. И как хочется, что бы такие дети были в наших школах, и чтобы способности эти были связанны именно с твоим предметом. Так хочется работать с такими детьми... А уж какие условия им надо создавать и как строить свою работу с ними - здесь еще больше вопросов. Я тоже считаю, что на курсах желательно получить больше практических умении по реализации идей указанных в статье.

    ОтветитьУдалить