20 апр. 2011 г.

Статьи для обсуждения



Проблемы одарённых детей

Тасмуханова А. Д.,
ст.преподаватель
кафедры педагогики и психологии
 АИПКП

Одаренность по-прежнему остается загадкой для многих детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.
Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.
                   Сегодня, огромное значение имеет понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми. Педагогам и родителям необходимо учитывать эти проблемы при составлении программ для одаренных детей.

Проблемы одаренных детей
1.   Неприязнь к школе
2.   Игровые интересы
3.   Конформность
4.   Погружение в философские проблемы
5.   Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитиям
6.   Стремление к совершенству (перфекционизм)
7.   Ощущение неудовлетворенности
8.   Нереалистические цели
9.   Сверхчувствительность
10. Потребность во внимании взрослых
11. Нетерпимость

Учебные программы для одаренных детей дошкольного возраста должны качественно отличаться от программ, рассчитанных на детей со средними способностями. Но эти отличия не должны сводиться к просто большому объёму осваиваемого материала или более высокими темпами учебно-познавательного процесса. Необходимость уделять большее внимание развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной адаптации, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства.

Учебная программа, направленная исключительно на развитие мыслительных процессов может оказаться весьма ограниченной. Как показывает практика, результаты применения подобной программы носят довольно искусственный характер. Если мы, педагоги, хотим, чтобы одаренные дети сами могли продуцировать идеи и добывать знания, то нам необходимо предоставить им средства, развивающие навыки систематического мышления, умения оценивать, исследовать и открывать новое. Главной нашей задачей является пробуждение в детях исследовательских интересов. Помещение, используемое оборудование должны соответствовать программным идеям. Важными элементами, в частности, являются размеры помещений для занятий, возможности их легкой перепланировки, оснащенность необходимым техническим оборудованием. 
Не все дети раскрываются в учебном процессе. Пушкин имел «2» по математике, Эйнштейна выгоняли с уроков…  Поэтому одной из важнейших задач является -  повышенное внимания к проявлениям таланта в какой-либо области во внеклассной работе: кружки, секции, клубы по интересам, дискуссионные клубы и т.д.


Личность одаренного ребенка несет в себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень,  и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяются, прежде всего, его личностью.
Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, то есть система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. У одаренных детей существует пристрастное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов.

Задача создания условий, при которых задатки ребенка становятся способностями, что обеспечивается сохранением могучей, даруемой нам природой, познавательной потребностью, стоит не только перед родителями, но и перед педагогами. Какое же место занимает школа в процессе развития одаренного ребенка? Опыт показывает, что она может играть как и позитивную, так и негативную роль. Обучение является одним из видов познавательной деятельности, поэтому важно сохранение позитивного эмоционального отношения к ней. Более того, если учебный процесс не связан с радостью, не вызывает интереса и сводиться для ребенка лишь к выполнению повседневных обязанностей школьника, он не имеет никакого отношения к развитию способностей. Нужно, чтобы наши учителя понимали такую простую истину: погоня за уровнем знаний, умений и навыков снижает познавательный интерес, радость познания, тормозит развитие творческих способностей и уничтожает одаренность ребенка. 

28 комментариев:

  1. Согласна с Вами, проблем на пути развития одаренного ребенка много.
    Начнем с того, что не все школы могут предоставить все необходимое для дополнительного развития ребенка.
    Одна из проблем - это отсутствие свободных или приспособленных для этого помещений.
    Вторая - оснащенность помещения, ведь ребенок должен чувствовать себя комфортно.
    В третьих, сейчас когда школы сокращают штаты, где взять специалистов доп. образования. Теперь эта функция ложится на учителей.
    Но, как говорится, надежда есть, будем надеятся на новый ФГОС.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, коллеги! Согласно новому ФГОСу школы должны обеспечить возможности дополнительного развития детей. Наша начальная школа три года работает в режиме эксперимента как школа полного дней и достаточно успешно реализует поставленные перед остальными школами только сейчас задачи: дети занимаются в кружках, секциях, развивают свои творческие способности под руководством педагогов дополнительного образования. Это нравится детям и их родителям. Однако возникает вопрос: что будет дальше. Перейдя в 5 класс, в какие кружки пойдут дети? Будут ли для них существовать группы продлённого дня по образцу и подобию тех, в которых они находятся сейчас? Ответа на этот вопрос в школе пока не знают. Не окажется ли, как это бывает обычно, эксперимент обрубленным, не нашедшим продолжения в среднем звене школы? С уважением, Валентина Саблина.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сколько работаю в школе, столько и обсуждается проблема работы с одарёнными детьми. Хотелось бы надеяться, что она не останется проблемой навсегда. Развивать одарённого ребёнка полноценно невозможно в рамках учебного процесса. Помочь может система дополнительного образования. По новым ФГОС добавлены 10 часов внеурочки, но на эти занятия ходят вместе и дети имеющие способности и задатки, и дети, не проявляющие особого интереса в какой-либо конкретной деятельности. Получается, что мы опять работаем на среднего ученика?

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я согласна с автором в том, что школа должна играть позитивную роль в процессе развития одаренного ребенка. Безусловно, нужны помещения, оборудование, программы и т.д. К сожалению пока не так все хорошо как хотелось бы. И на сегодняшний день мы имеем то, что имеем. Поэтому каждая школа должна не ждать «чуда», а использовать те ресурсы, которые есть. А начинать надо с кадров. Воспитать творческую личность может только творческий человек. Наша школа ведет большую работу в этом направлении. Мы заключили договора о сотрудничестве с АИПКП, кафедрой психологии и педагогики (координатор Сусликова О.Н. , доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат психологических наук) по проблеме «Создание условий для развития детской одарённости в образовательном пространстве школы». Многие учителя прошли курсовую подготовку по данной проблеме. Создана творческая лаборатория. Работа педагогов с одаренными детьми - основа формирования интеллектуального потенциала школы. Большое внимание мы уделяем исследовательской деятельности. Первые навыки исследовательской деятельности школьники приобретают, участвуя в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, выставках и проектах различного уровня, что говорит о создании в школе благоприятных условий для развития одаренных детей.

    ОтветитьУдалить
  5. Каверина Ирина Сергеевна28 апреля 2011 г. в 22:19

    Здравствуйте,уважаемые коллеги! Да, действительно проблем очень много. Валентина Саблина уже упоминула о ФГОС. Наша школа тоже в следующем году будет по ним работать. Кружки, секции это очень хорошо, где есть возможность раскрыть детям свои способности. А готовы ли школы к нововедениям? Как первоклассник выдержит всю нагрузку?Ведь нет дополнительных помещений, спортивные залы не оснащены необходимым инвентарем.

    ОтветитьУдалить
  6. С уважением, Айганым Джальжанова.28 апреля 2011 г. в 23:40

    Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я согласна, что без создания условий для работы с одаренными детьми получить результат сложно. Важна роль учителя,родителей и социума в развитии одаренный личности. Она должна быть востребованна, чувствовать свою полезность, иметь поддержку.

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Не могу не согласиться с автором статьи, что проблема развития высоко одаренных и талантливых детей весьма актуальна.
    Достаточно часто в школьной практике можно встретить негативную реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в общение. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.
    Одну из серьёзных причин таких проявлений составляет подавление со стороны ближайшего социального окружения ребёнка, его важных психологических потребностей.
    Другая причина - это несформированность у ребёнка средств общения. Одарённые дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки её часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители.
    Наконец, о некоторых личностных проблемах, возникающих у одарённых детей. Одарённость - это слово не из детского сознания. Талантливый ребёнок осознаёт скорее не свою одарённость, а свою отличность от других. Характер личностных проблем такого ребёнка во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки.
    Личностные трудности одарённых детей ещё больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки и своих возможностей, низкого ypoвня притязаний, критичности к себе, неспособности реализовать свои потенциальные способности.

    И наша задача (педагогов и родителей) - предупреждение негативных последствий феномена «одарённость», дезадаптации одарённых детей в обществе.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Не могу не согласиться с автором статьи, что проблема развития высоко одаренных и талантливых детей весьма актуальна.
    Достаточно часто в школьной практике можно встретить негативную реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в общение. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.
    Одну из серьёзных причин таких проявлений составляет подавление со стороны ближайшего социального окружения ребёнка, его важных психологических потребностей.
    Другая причина - это несформированность у ребёнка средств общения. Одарённые дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки её часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители.
    Наконец, о некоторых личностных проблемах, возникающих у одарённых детей. Одарённость - это слово не из детского сознания. Талантливый ребёнок осознаёт скорее не свою одарённость, а свою отличность от других. Характер личностных проблем такого ребёнка во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки.
    Личностные трудности одарённых детей ещё больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки и своих возможностей, низкого ypoвня притязаний, критичности к себе, неспособности реализовать свои потенциальные способности.

    И наша задача (педагогов и родителей) - предупреждение негативных последствий феномена «одарённость», дезадаптации одарённых детей в обществе.

    ОтветитьУдалить
  9. Абсолютно согласна с автором статьи в том, что уникальным, одаренным детям нужен особый, тактичный педагогический подход. Действительно, у ребенка способного проблем в быту и учебе возникает гораздо больше, чем у его "обычных"сверстников. Я убедилась в этом, работая когда-то в ШОД. Много среди учеников было ранимых, несдержанных. Но работать, однако, с такими учениками было удивительно интересно: нестандартный подход к решению предложенных задач и проблем , особое мировосприятие учеников накладывали отпечаток и на мою деятельность. Сегодня я работаю в общеобразовательной школе, где в классах соседствуют ученики разного уровня успеваемости. Хочу сказать об одной моей ученице- одаренном ребенке. Татьяне тяжело общаться со сверстниками, находить общий язык с одноклассниками, обучаться по традиционной классно- урочной системе. Но адаптация к обществу , на мой взгляд, есть важный момент в становлении одаренной личности. Научить одаренного ребенка идти на компромисс с миром, с людьми, которые его окружают,- вот главная задача , как мне кажется, педагога.

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте! Ирина Сергеевна, конечно, новведения предполагают наличие базы. У нас в школе на каждый класс приходится по две комнаты: игровая и учебный кабинет и ещё дополнительные помещения, где проходят занятия кружков и секций. Если этого не будет, всё окажется профанацией выполнения требований нового стандарта. Как показывает опыт, ученики выдерживают нагрузку при умном её распределении взрослыми, а особенно удобно родителям: они сдали ребёнка в школу в 8 часов утра и забирают его после 18. Школа полного дня -- это немного другое, отход от темы нашего обсуждения.И тем не менее она позволяет в какой-то мере пробудить ростки одарённости, ведь с чего-то надо начинать в поиске гениев.

    ОтветитьУдалить
  11. Ващенко Елена29 апреля 2011 г. в 09:06

    Здравствуйте коллеги!Согласна с Вами полностью.Проблем у одаренных детей много.Начинать эту работу надо в детском саду.Одаренность в ребенке видно сразу, но не все воспринимают его нормально и не все поддержиают его. Программа дошкольного воспитания не позволяет полностью раскрыть и помочь ребенку дальше совершенствовать свои умения и знания.Я согласна с Тасмухановой А.Д.ст.преподавателем кафедры педагогики и психологии АИПКП, что учебная программа для одаренных дошкольников должна отличаться от программы для детей со средними способностями.В нашем детском саду открыты кружки по интересам.Особенно способности детей видно в кружке по изодеятельности и музыкальному воспитанию.Многие выходя из детского сада продолжают обучение в детской художественной и музыкальной школах.Таким детям устраивают персональные выставки,дети участвуют в "Золотом ключике", становятся лауреатами.Родители заинтересовны. А это главное! Но на ребенка ложиться большая нагрузка,в связи с новыми переменами в образовании. Будут ли поддерживаться одаренные дети дальше?

    ОтветитьУдалить
  12. Лиджиева Галина Анджаевна29 апреля 2011 г. в 10:33

    Здравствуйте, уважаемые коллеги. Полностью согласна с вами. Хватит работать нв среднего ученика. Давно пора ориентировать ФГОС на одаренных детей. Проблема назрела и решать её придется нам, учителям. Согласна с коллегами - именно учителю необходимо увидеть одаренность ребенка, направить его в правильном русле, не потерять его и помочь ему развить свои способности.

    ОтветитьУдалить
  13. Согласна с автором статьи Тасмухановой А. Д.,что "личность одаренного ребенка несет в себе явные свидетельства его незаурядности", ведь он "не такой как все". Стремление узнать больше, чем знают другие, идти вперёд, является основным приоритетом личности одарённого ученика. Правильно заметил автор статьи, что "школа может играть как и позитивную, так и негативную роль", поэтому к вопросу о одарённых детях надо подходить, продумав каждую мелочь.

    ОтветитьУдалить
  14. Действительно, к одаренным детям должен быть особый подход, потому что,как правило, у таких детей более тонкая душевная организация.Да и их интересы значительно отличаются от интересов"обычных" школьников. Важно успеть увидеть и направить в нужное "русло" способности таких ребят.

    ОтветитьУдалить
  15. Добрый день! Я более чем согласна с тем, что погоня за уровнем знаний, умений и навыков снижает познавательный интерес, но те кто непосредственно работает в школе знают, что с каждого педагога в первую очередь требуют хорошие показатели качества знаний,т.е.способен ребенок к изучению твоего предмета или нет, а знать его должен наравне с другими. А как же Энштейны и Пушкины?

    ОтветитьУдалить
  16. Здравствуйте, уважаемые коллеги! А вот мы в гимназии №1 уже год работаем по новым стандартам в рамках эксперимента. У нас работает множество кружков, где дети могут развить свои личностные и интеллектуальные способности, а одаренные- проявить свои таланты в проектной деятельности, например...С уважением, Краморова Т. С.

    ОтветитьУдалить
  17. Полностью согласна с Кавериной Ириной Сергеевной. Проблем очень и очень много. школа переходит с 1 класса на новые стандарты. 10 часов требуется на внеклассную работу.Это все хорошо. Да, мы должны развивать детей, предоставлять им все возможные услуги, но нет базы для этого: кабинеты, инвентарь, специалисты, спортзала не хватает.
    Ирина МОУ "Камызякская средняя общеобразовательная школа №4"

    ОтветитьУдалить
  18. Добрый день! проблема с одаренными детьми в школах существует. Весь учебный процесс направлен на "среднего" ученика. Проблему могло бы решить дополнительное образование. Но опять возникают проблемы с онащением, с квалифицированными специалистами педагогов ДО. И тем не менее, работа в школах ведется. Мы стараемся поддерживать интерес талантливых детей и не "потерять" таких детей в процессе обучения.

    ОтветитьУдалить
  19. Добрый день , уважвемые коллеги. Очень часто при диагностики дети показывают задатки одаренности, но педагоги работающие с ними не замечают их или от нежелания работать с кем то индивидуально, или от того что легче заниматься лишь в рамках урока, или от того. что я знакома с малым кругом талантливых педагогов, способных разглядеть в детях талант и умело его поддержать и направить. ведь именно для детей с геном одаренности это имеет немаловажное значение

    ОтветитьУдалить
  20. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я согласна с автором статьи. Действительно школа должна развивать детей и особенно одаренных. Кружки, секции они были и раньше. Наша школа всегда тесно сотрудничала с доп.образованием. Как будет организована вторая половина дня с переходом на новые стандарты, чтобы не навредить детям? Для меня это больной вопрос.

    ОтветитьУдалить
  21. Здравствуйте,уважаемые коллеги! Проблема обучения одаренных детей остается открытой. В сельской школе недостаточно возможностей для развития способностей телантливого ребенка. Все сводится к творческой работе учителя, работе кружков и секций. И здесь очень нужна помощь родителей. Если они заинтересованы в развитии своего ребенка, они найдут и используют все возможности для этого. Задача учителя - помочь родителям.

    ОтветитьУдалить
  22. Одарённых детей с каждым годом становится больше. Задача школы способствовать развитию тех способностей, которые даны ребёнку свыше.К сожалению не во всех школах созданы условия для полноценного развития одарённых детей: не хватает свободных помещений, для работы с детьми во внеурочное время, специалистов. Введение новых стандартов в образовании даст больше возможностей для развития одарённых детей.

    ОтветитьУдалить
  23. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я согласно с многими коллегами, что развивать одаренного ребенка в только в рамках учебного процесса невозможно. Школа, семья и дополнительные учреждения должны работать в тандеме для развития у детей творческих способностей, инициативности, мышления, социальной адаптации.

    ОтветитьУдалить
  24. Здравствуйте, коллеги!Работа с одарёнными детьми сегодня актуальна. Но очень хотелось бы, чтобы развитие способностей детей не ложилось бы только на плечи учителя. Хорошо бы, чтобы родители не только были сами заинтересованы в этом, но и имели материальные возможности. Ведь не секрет, что участие во многих конкурсах, где можно проявить свою одарённость, платное. И ещё. Воспитывать одарённых детей должны одарённые педагоги. А они встречаются не часто.

    ОтветитьУдалить
  25. Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Действительно данная проблемма актуальна в наши дни, т.к. развитие науки в нашей стране отстает от многих развитых стран. В школах нет условий для полноценного развития одаренных детей. Большая наполняемость классов не позволяет работать с одаренным ребенком более в тестном контакте, в основном учитель работает на среднего ученика. Хорошая аудитория, оборудованные лаборатории, метериально техническая база - это одно из условий для развития природного дара в том или ином направлении!

    ОтветитьУдалить
  26. Здравствуйте, коллеги! Эта тема сейчас актуальна. Я согласна с автором статьи в том, что уникальным, одаренным детям нужен особый, тактичный педагогический подход. Я убедилась в этом, начав работу в межшкольном центре одаренных и талантливых детей . Много среди моих учеников ранимых, несдержанных не всегда готовящихся к урокам. Но работать, однако, с такими учениками интересно: нестандартный подход к решению предложенных задач и проблем , особое мировосприятие учеников накладывали отпечаток и на мою деятельность. Надеюсь, в будущем учебном году я продолжу работу в этом направлении.

    ОтветитьУдалить
  27. Здравствуйте! Я согласна с мнениями коллег, что проблем работы с одаренными детьми, можно сказать, очень много. Действительно создание условий для развития проблемно, так же нет кадров, которые работали бы с одаренными детьми. Было бы замечательно, если работа с такими детьми ложилась не только на учителей, но и на родителей. Также я считаю, что развитие одаренности могло быть бесплатным, так как дополнительные занятия по развитию требуют не малых вложений.

    ОтветитьУдалить
  28. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Затронута очень важная тема! Дети- это самое бесценное сокровище! А, если он ещё и талантлив! А потому помочь этому таланту развиться, создать для этого условия – это, я думаю, одна из главных задач! И правильно заметил автор статьи, что в погоне за количеством знаний и выполнением программного материала мы порой очень мало внимания уделяем этим школьникам. И они зачастую потом теряются в общей массе! Поэтому, действительно , необходимо уделить этой проблеме должное внимание.

    ОтветитьУдалить