20 апр. 2011 г.



Одаренный ученик - удача или проблема


Войнова И.Б.,
учитель  биологии
МОУ «Лицей №1 им.А.П.Гужвина г. Камызяк»

Каждый учитель на своем педагогическом пути встречает детей, с которыми ему интересно, на которых он тратит свое время, при чем, не замечая этого. Согласна, есть ученики, которым интересен предмет, они готовятся  прилежно к уроку, выполняют все задания с удовольствием,  но в силу своих способностей глубиной знаний не отличаются. Мы же говорим сейчас  о «звездочках»
- о детях, которых мы «зажигаем» и которые «зажигают» нас. Они одаренные дети, у  них незаурядные способности, но их должен увидеть учитель. Если  этот  ребенок  отличник, то ему приходится туго, он на виду и учителя порой  делают опору  на его знания, на его ответственность, на его работоспособность, и в этом проблема. Эти дети, как правило, - участники всех предметных олимпиад. Хорошо, если этот отличник увлекается твоим предметом, а если нет?! Надо искать увлекающегося, с незаурядными способностями. Для каждого учителя такие  дети, и я в этом уверена, являются своеобразным двигателем к покорению вершин знаний. Да, эти дети – хороший стимул для более глубокой подготовки к уроку,  к самосовершенствованию, ведь надо познать и отдать значительно больше. Вот и у меня есть такие примеры.
Сережа Гречухин – призер 17   Всероссийской олимпиады  школьников по биологии (диплом 3 степени,  2001 г.). Закончил медакадемию, увлекался наукой. В настоящее время – хороший специалист, врач. Работает в Санкт-Петербурге. Как я Сережу «открыла»? Сначала обратила внимание на более глубокие рассуждения на уроках, на неординарные ответы, потом стала давать задания повышенной сложности, постепенно затягивала в науку. Затем – участие в олимпиаде, успех, дух соревнования со сверстниками захватил его. Огонек вспыхнул. А дальше – большой труд, огромное количество пересмотренной литературы, особенно много времени занимали занятия практические, с микроскопом.  Мама Сергея рассказывала, что и дома он подолгу сидел с микропрепаратами, которые готовил сам. Не знаю, вспоминаются ли Сереже наши занятия, но я все помню, как будто это было вчера.
Ваня  Лебедков – участник заключительного  тура Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2004г. в г. Майкопе, талантливый ученик. Зажечь его, вдохновить на глубокую подготовку по биологии стоило больших трудов. Мы сдвинулись с места не сразу, надо было ему доказать, что это ему необходимо. Много пришлось убеждать  в важности занятий, их перспективности в жизни. В данное время Иван – студент 5 курса  АГМА, и наши занятия не прошли для него даром. Думаю, что Ваня будет хорошим врачом.
Кусалиев Фархад – призер 18 Всероссийской олимпиады школьников по биологии (диплом 2 степени, 2002 г. в г. Майкоп). С ним было легко, но поступил он на нефтехимический факультет АГТУ, закончил его и приносит пользу на Газпроме.
Дремкова  Дарья – участница энциклопедии «Одаренные дети России» 2004г. С ней мы достигли успехов в научно-исследовательской деятельности. Свою работу по вермикомпостированию   она представляла в городе Обнинске. При работе с Дарьей пришлось преодолеть ее очень непростой характер.
Можно  назвать еще многих учащихся вместе, с которыми я тоже многому научилась  сама.
Могу сказать, что очень важным в работе с одаренными детьми является:
1.                Эмоционально приятная деятельность, которая способствует развитию высокой познавательной активности;
2.                Создание ситуации успеха.
Чтобы ученик поднимался до своего  «потолка», необходимо поднимать свою планку  преподавания все выше.

28 комментариев:

  1. Мне кажется, все меньше становится одаренных детей. Возможно, и мы, педагоги, тому виной? Не каждый заметит у ученика особые образовательные потребности. А если заметит, то не каждый будет проводить свое личное время, чтобы развивать его способности.
    Безусловно, учитель должен настолько любить и знать свой предмет, чтобы суметь "зажечь" такие звездочки, пробудить у них интерес к науке, творчеству.

    ОтветитьУдалить
  2. К сожалению, не могу обратиться к автору статьи по имени-отчеству. Приветствую Вас и восхищаюсь Вашим подвижничеством ради учеников. Проблема -- не одарённый ученик, а та рутина, которая засасывает учителя с годами. С опытом, как мне кажется, теряется ощущение новизны знания: для нас оно обычно и естественно, а ребёнок, постигая химию ли, биологию, углубляясь ли в русский язык, делает сам открытия, которые уже открыты. Это его учебно-исследовательская работа, повторение именно им пути научного познания. У учителя чаще всего недостаёт времени для того, чтобы вместе с учеником включиться в этот процесс. Ведь общеизвестно, что любая победа ученика в конкурсе, на олимпиаде -- это умно проработанный план-задание, выполнив который, ученик получает результат.Тому яркое свидетельство достижения питомцев уважаемого автора статьи. С уважением, Валентина Саблина.

    ОтветитьУдалить
  3. Несомненно, одаренный ученик - это удача. Но развитие такого ребенка, это не только работа учителя, но и родителей. Я сама сталкнулась с такой проблемой. Ребенок может, ребенок хочет, сама прилагаешь все усилия, а это, сами знаете, не только время. В конечном счете ребенок закончил школу, получил аттестат с отличием. А дальше (уже не мы решаем как ему быть) все зависит в основном от родителей.

    ОтветитьУдалить
  4. Одарённый ученик в классе, на мой взгляд, это огромная удача для учителя! Я работаю учителем начальных классов, и именно нам первым удаётся открывать "звёздочки". Я согласна с автором статьи, что работа с такими детьми стимулирует нас учителей. И какая бы ни была рутина и огромная нагрузка у учителя, работать с ними очень интересно. Заинтересованность не только в результате (я имею ввиду победы на олимпиадах), хотя это важно, но и сам процесс работы с такими детьми доставляет удовольствие. Главное, уметь разглядеть такого ребёнка.

    ОтветитьУдалить
  5. Уважаемая И.Б. Я тоже восхищена Вашим трудом. Нам постоянно не хватает времени дополнительно заниматься с детьми, разглядеть его потенциал. И всё же, я думаю, что одарённый ребёнок это большая удача, но от нас и родителей зависит, как мы воспользуемся зтой удачей.

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый вечер всем.Да трудно заниматься с одаренными детьми.И проблема не только в нехватке времени,но и в том,что такие учащиеся-нарасхват.Может, действительно,талантливый человек -талантлив во всем!У нас в научно-практической конференции одна девочка участвовала сразу в работе 4 секций.И результаты неплохие.И еще одна проблема-оснащение школ современным оборудованием,особенно сельских...У меня в кабинете физики есть приборы 1957 года...Давно списаны,но в рабочем состоянии,выкидывать-жалко,тогда совсем ничего не покажешь.О каком же развитии интереса к предмету здесь может идти речь,ведь детям хочется все увидеть,потрогать своими руками,это же физика!Вот и приходится учителю выкручиваться как-то,чтобы совсем интерес не пропал,чтобы хоть какие-то искорки интереса зажечь.

    ОтветитьУдалить
  7. Уважаемая Ирина Борисовна! Я лично с Вами не знакома, но со слов своей мамы (вашей первой учительницы Людмилы Моисеевны), я знаю Вы человек творческий, с изюминкой. Я в восторге от успехов ваших учеников. Это Ваши победы! С уважением, учитель МОУ "Тузуклейская ООШ" Каверина Ирина

    ОтветитьУдалить
  8. Соглашусь с мнением коллеги, что одарённый ученик - это удача. Но иногда в погоне за результатом мы забываем о главном: о здоровье! Ведь те нагрузки, которые ложатся на детские плечи, иногда, так велики, что не каждый их выдержит. Приятно, что у коллеги такие результаты. Видна система работы с одарёнными детьми. Желаю успехов в дальнейшей работе!

    ОтветитьУдалить
  9. Человеческая душа остается живой до тех пор, пока есть необходимость чего-то добиваться, стремиться вперед. Возможно, одним из самых ценных человеческих качеств является способность творить (В. Ключевский). Если есть в школе дети, которые могут и хотят творить, то это без сомнения это удача. Да с ними не просто. Но ведь и мы также в этом участвуем. Главное найти правильный подход. Автора статьи искренне поздравляю с успехами в работе с одаренными детьми.

    ОтветитьУдалить
  10. Уважаемый автор, коллеги, здравствуйте.
    Думаю, не каждый учитель на своем педагогическом пути встречает одаренных детей, но каждый школьный учитель мечтает о том, чтобы среди его воспитанников оказались ученики, которые стали бы знаменитыми людьми, видными деятелями науки и культуры. Такие ученики могут появиться только у тех учителей, которые сами хорошо подготовлены к нелегкому труду с одаренными детьми. Часто на эту проблему смотрят довольно упрощенно: дескать, была бы эрудиция (прежде всего предметная) да отменные знания разного рода методик. Однако все обстоит, к сожалению, гораздо сложнее. В нашей школе одаренные дети, способные осваивать программу гораздо быстрее, чем это делают другие, встречаются редко и поэтому школа не имеет опыта по работе с такими детьми. Но такие школы в России существуют, и МОУ "СОШ № 12" - не исключение, нашими учителями накоплен достаточно большой опыт.
    И, как совершенно верно заметила Ирина Борисовна, для каждого учителя такие дети являются своеобразным двигателем к покорению вершин знаний.

    ОтветитьУдалить
  11. Само название статьи, как мне кажется, содержит ответ на поставленный автором вопрос: нельзя достичь успеха без преодоления трудностей , без усердной работы, без разрешения проблем. Безусловно, одаренному ребенку, как и тому, кто не в состоянии усвоить элементарных основ общеобразовательных программ, педагог уделяет особое внимание, затрачивает дополнительные усилия. Но как приятно вспоминать своих учеников, которых печатают в периодических изданиях Астрахани, , кто лечит людей, кто сегодня является твоим коллегоой, кого ты называешь по имени и отчеству. Это удача, это награда за наш нелегкий педагогический труд.

    ОтветитьУдалить
  12. Добрый день! Замечательно, когда в классе есть одаренный ребенок, но хочется тоже упомянуть о физическом и эмоциональном здоровье таких детей. Т.к. именно таких детей стараются сделать участникам всех олимпмад и всех конкурсов и преподаватели "выстраиваются в очередь", чтобы именно он поучаствовал, возлагая надежды на его интеллект. С другой стороны не всегда встречаешь понимание со стороны родителей, не каждый хочет, чтобы его ребенок был так загружен. И третье - вазаимопонимание со стороны одноклассников, быть умным сегодня не актуально в среде молодежи.

    ОтветитьУдалить
  13. Светлана Полякова29 апреля 2011 г. в 10:39

    Могу согласиться и не согласиться с мнением коллег. Речь в обсуждении идет лишь о формах работы с детьми, но ни слова нет о том как нелегко самому ребенку нести груз одаренности. Если ребенок одарен во всем, то каждый учитель развивая его способности "тянет одеяло на себя": олимпиады, открытые уроки,семинары, заседания научных обществ.... Как все успеть ребенку? У него нет времени даже на общение со сверстниками. А если это академическая одаренность и ребенок одарен только в одной области знаний? Здесь начинаются проблемы общения с родителями, другими учителями. Не все понимают почему ученик - блестящий математик не может сдать норматив по физкультуре. Хотелось бы услышать мнение автора по поводу работы с детьми разных видов одаренности.

    ОтветитьУдалить
  14. Здравствуйте уважаемые коллеги!Я тоже думаю, что одаренный ребенок - это конечно, в первую очередь, удача, но любая удача, на мой взгляд, не обходится без проблем. А в данном случае проблемой можно считать то, что большая нагрузка ложиться на ребенка, а к тому же не всегда получается создать условия для развития потенциала ученика. Надо еще спасибо сказать тем учителям, которые находят время работать с такими детьми, вкладывая в них свои душу и силы.

    ОтветитьУдалить
  15. Добрый день! Иметь в классе пусть не одаренного, но талантливого ребенка - это здорово! Еще лучше, если ребенок интересуется твоим предметом, а не только старательно выполняет все задания. Интерес может развить и учитель, главное дать понять ребенку, что ему это нужно. Тогда учимся мы оба, и ребенок, и я.

    ОтветитьУдалить
  16. я немного с вами не согласна. не всегда отличник бывает одаренным ребенком. понятие успешности, ответственности, способности это еще не одаренность. ведь дествительно в первую очередь они наши палочки выручалочки, а ведедь дети имеющие в табеле отметок не отлично тоже бывают одаренными. у меня в практике были дети имющие диагноз СДВ. но какие яркие и талантливые они были. нам нельзя забывать этих детей и помогать им в первую очередь. ведь от таких детей нас отталкивает их поведенческие качества

    ОтветитьУдалить
  17. Уважаемые коллеги, согласна с вашим мнением, что одаренный ученик - это удача. Работа с такими детьми вдохновляет, подстегивает учителя дать детям возможность развиваться и развиваться самому учителю. Хотелось бы чтобы таких детей было больше.

    ОтветитьУдалить
  18. Наша основная задача – помочь талантливым детям создать благоприятные условия для самореализации и самоактуализации. Каждый педагог должен задуматься над тем, как он закладывает «фундамент» от которого будет зависеть дальнейшее развитие ребенка. Следует помнить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

    ОтветитьУдалить
  19. Полностью согласна с автором статьи. Но мне тоже кажется, что большие интеллектуальные нагрузки могут оказать негативное влияние на здоровье ребенка.

    ОтветитьУдалить
  20. В каждом классе есть "звёздочки", дети которые отличаются от других ребят. Заметить таких детей не сложно. Гораздо сложнее найти дополнительное время для работы с ними.Ирина Борисовна, Вы умничка.

    ОтветитьУдалить
  21. Абдуллаева Гайнижамал Юсупбековна29 апреля 2011 г. в 14:36

    Проблема одаренности, в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
    Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Моя коллега, Войнова Ирина Борисовна делится опытом работы с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
    Ирина Борисовна - прекрасный учитель–предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.
    Она разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально атмосферу; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение и индивидуальность ученика.

    ОтветитьУдалить
  22. Доброго дня всем коллегам!!! Преклоняюсь перед Вашим опытом! Действительно сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления,развития и поддержки одаренных детей. Одаренные дети для педагога это конечно несомненная удача,но в работе с ними встречаются некоторые трудности,так как эти дети сталкиваются с непониманием одноклассников и учителей,поэтому главной задачей для педагога найти подход к такому ребенку индивидуально!

    ОтветитьУдалить
  23. Я соглашусь с коллегами, что найти одаренного ребенка- это большая удача. И самое главное не переусердствовать! Зачастую одаренный ребенок- это ученик, который или "отличник", или "ударник". И бедный наш ребенок на расхват у коллег. Но все же встречаются такие ученики с которыми очень интересно работать и вложить в этого ученика все.Порой сам ученик подстегивает учителя к самосовершенствованию.

    ОтветитьУдалить
  24. Здравствуйте, коллеги! Безусловно, одарённые дети - это очень хорошо для педагога. Иногда,такие вопросы подкидывают, что учителю постоянно приходится "быть в форме". Но хорошо, если ребёнок одарён по вашему предмету. А если он отличный музыкант, а по русскому языку - "двоечник"? Вот тут и не всегда учитель сможет оценить его другие таланты, кроме способнотей (или неспособностей) по его предмету. И тогда-то и происходят конфликты...

    ОтветитьУдалить
  25. Уважаемая, Ирина Борисовна! Поздравляю Вас, что многии ваши ученики, являются призерами Всероссийских олимпиад и являются участниками энциклопедии «Одаренные дети России» 2004г. Несомненно это Ваша заслуга! Одаренные дети требуют большого внимания, которое может дать только интеллектуально развитый учитель, обладающий педагогическим тактом!

    ОтветитьУдалить
  26. Анисимова Алевтина Александровна, зам директора МОУ "Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк"29 апреля 2011 г. в 16:02

    Работа с одаренными детьми требует от учителя максимального творчества, знаний многих аспектов своего предмета и особенно его практической направленности, владения методиками изучения предметной одаренности своих учеников, основаных не только на методе наблюдения.
    Ирина Борисовна владеет этими качествами и является в нашем лицее основоположником организации научно-исследовательской деятельности учащихся в системе НОУ. У нее наработан богатейший материал в решении данной проблемы.

    ОтветитьУдалить
  27. Здравствуйте, уважаемый автор! У меня на моем пути тоже встречались одаренные и талантливые ученики. Много внимания уделяла им, занимаясь с ними дополнительно на уроках и во внеурочное время. Для меня, как и для вас, это было хорошим стимулом для более глубокой подготовки к уроку, к самосовершенствованию, ведь надо познать и отдать значительно больше. В данный момент у нас открыли межшкольный центр по работе с одаренными и талантливыми детьми и все мои наработки мне пригодились в работе. В моей группе 7 учащихся, записанные по их желанию. Не все из них учатся на отлично. Тем интереснее с ними работать.

    ОтветитьУдалить
  28. Бекбулатова Улмаш Касимгалиевна29 апреля 2011 г. в 16:20

    Добрый день! Одарённые дети, безусловно, - удача! Счастлив тот учитель, который сумел разглядеть в ребёнке его способности. Хвала и честь такому учителю! Ведь, увидев в ученике талант (а одарённость я считаю талантом от бога), он сделает всё, чтобы раскрыть его, чтобы показать, что гении ещё не перевелись на Руси!

    ОтветитьУдалить